Чингиз Тибэй

Саможит, коферайтер и синефил. Живу, пишу, фотографирую и делаю свой любимый кофе в Алматы.

Я прочел: Адриан Моул и его дневники

О серии книг Сью Таунсенд посвященной жизни Адриана Моула. Я прочел семь — от первой, где 13-летний парнишка решает вести дневник, в надежде, что жизнь станет казаться интереснее (хотя как он сам признает, жить ею не так уж и интересно) — до последней, где ему уже за сорок, и он так и не добился того, чего хотел.

Успел остыть и более осознанно подойти к своим ощущениям. Эти книги умеют вызвать чувства: заставить смеяться в голос или же серьезно разозлить. Если с первым понятно — от английского автора стоит ждать соответствующего чувства юмора, то второе интереснее.

На вуайеризме держатся все книги в жанре дневников и эти не исключение. Так, на протяжении семи книг мы наблюдаем, как мальчик взрослеет, и все увереннее заявляет о себе, как об интеллектуале и недооцененном гении. Адриан живет в семье, жизни которых позавидовали бы сценаристы Санта-Барбары. Адриан пишет (от стихов до сценариев), рассылает в издательства, коллекционирует отказы, но продолжает писать. Адриан растет: умиляет детскими размышлениями об окружающем, посвящает сонеты возлюбленной и в лоб сталкивается с типичными проблемами взрослых людей. И в минус, и, что удивительно, в плюс — герой не взрослеет психологически, не переживает личностный рост — так и остается неудачником, не научившимся понимать жизнь.

Я понятия не имел, о чем она говорит (у меня все сильнее крепнет убеждение, что люди общаются посредством какого-то тайного шифра, от которого мне забыли дать ключ). — Адриан Моул («Годы капуччино»)

И если по канонам, любой герой должен пройти полный круг, вернувшись к исходной точке просветленным, то Адриан не проходит. Он стареет, но остается собой. И это злит — злит, потому что в неопределенный момент приходишь к мысли о том, что жизнь — она такая, без кругов с моментами просветленности. Учитывая, что это дневники, работает как задумано.

Остыв, смотришь трезво. Это слишком жизненно, от того и грустно. Ты пишешь, рисуешь, поешь, мечтаешь. Но не доходишь до конца; бросаешь, не начав. Или смотришь не в том направлении — возможно, у тебя уже есть то, что у тебя выходит лучше всего, но ты думаешь о другом. Ты можешь продолжать считать себя лучшим, но нельзя вечно подавать надежды — их нужно оправдывать. И вот любовь всей твоей жизни выходит замуж за другого, тупой одноклассник-головорез издает бестселлер, а твою работу отнимает более молодой и пронырливый. Успеха добиваются все, кроме тебя.

И в этом главная ценность книги — она заставляет посмотреть себе в глаза в отражении зеркала. Посмотреть, не отводя взгляда. Посмотреть и признаться, что ты такой же, как Адриан. А после взять себя в руки и что-то сделать, чтобы стать лучше.

Книги просты по сюжету и умеют захватывать внимание. И если это случилось с вами, с перерывами от книги к книге, их за короткое время можно осилить все.

15 июня   книга